Нормативные требования к созданию доступной среды для инвалидов

Требование к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры закреплено в действующих нормативных актах. 
В частности, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
За уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время такая ответственность установлена ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Советы по оборудованию зданий и помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха содержатся в Методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, установленных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602.
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. рублей, на юридических лиц – от 20 до 30 тыс. рублей.
С 1 января 2013 г. вступил в действие СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001″. В этом документе впервые в российском законодательстве используется термин «универсальный дизайн», который закреплен в Конвенции о правах инвалидов. «Универсальный дизайн» – это дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванных сделать их максимально удобными для всех людей без дополнительной адаптации.
В то же время в письме Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ дано разъяснение, что актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов. Ими необходимо руководствоваться до тех пор, пока не будут официально внесены изменения в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, в настоящее время основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в т. ч. образовательных учреждений, является старый СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73.
При работе следует руководствоваться следующими нормативными документами:
  • Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013)
  • <Письмо> Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 <О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений>
  • Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов»
  • СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)
  • СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)
  • Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р).
Краткий обзор нормативных документов:   
   
В соответствии со статьей 4 Конвенции, предприятия и учреждения обязаны, для обеспечения доступности обеспечения «безбарьерной среды» для инвалидов:
-разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
-учитывать все аспекты доступности для инвалидов;
— организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды.
Проектом  федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», внесенного  Правительством РФ в Госдуму РФ № 1715п-П12 от 25 марта 2014 года  предусматривается:
—  сохранение предусмотренного действующим законодательством механизма обеспечения минимальных потребностей инвалидов по беспрепятственному доступу к услугам и действующим объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Для этого собственники объектов и операторы услуг будут принимать меры по обеспечению доступности для инвалидов места оказания услуги либо, когда это невозможно, по предоставлению ее в дистанционном режиме;
— статьей 5 законопроекта (пункт 11) устанавливается, что порядки обеспечения условий доступности будут утверждаться федеральными органами исполнительной власти в сфере установленных полномочий исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и организаций. Это позволит избежать установления сроков и задач, превышающих реальные возможности экономики.
Оказание инвалидам помощи при получении услуг, предоставляемых всему населению, возлагается на собственников объектов и поставщиков услуги не потребует дополнительного субсидирования со стороны государства. Это обусловлено действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с которым услуги должны предоставляться населению при наличии определенного набора условий. Данное требование  также относится к дополнительным условиям, необходимым для предоставления услуг инвалидам в доступной для них форме. Механизм и источник финансирования связанных с этим расходов являются такими же, как и в случае создания условий для получения услуг всему населению, то есть путем их включения в стоимость услуги.
Предоставление инвалидам услуг наравне с другими лицами не приводит к снижению конкурентоспособности поставщика услуги. Такая обязанность одинаково распространяется на всех поставщиков услуг, и в связи с этим никто из поставщиков услуг не имеет односторонних преимуществ.
Законопроектом не предусматривается расширение функций организаций, предоставляющих инвалидам услуги, по сравнению с действующим законодательством. Характер их обязанностей законопроектом конкретизируется с учетом специфики отрасли и в зависимости от нарушений функций организма инвалидов, что не является правовым основанием для истребования субсидий из  бюджетов бюджетной системы.
Вывод об отсутствии при этом потребности в дополнительных расходах бюджетов бюджетной системы подтверждается уже принятыми в целях исполнения Конвенции законами.
Законопроектом определяется механизм поэтапного осуществления мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов вновь возводимых инфраструктурных объектов и приобретаемых новых транспортных средств и систем связи в зависимости от объемов средств, предусмотренных на эти цели бюджетами бюджетной системы на соответствующий плановый период. С этой целью устанавливается обязанность органов государственной власти на всех уровнях разработать и реализовать мероприятия по обеспечению доступности объектов и услуг, для чего вводится переходный период.
При этом устанавливается, что нормы законопроекта (подпункт «г» пункта 11 статьи 5, статьи 13, 14, 16, 19), предусматривающие обеспечение условий доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, средств связи и транспортных средств, распространяются только на вновь вводимые в эксплуатацию и прошедшие реконструкцию объекты. Исходя из этого ранее принятые в эксплуатацию объекты и средства не потребуется немедленно заменять или реконструировать. Их приспособление с учетом потребностей инвалидов будет осуществляться в ходе проведения указанных мероприятий, порядок и сроки разработки и реализации которых будут определяться Правительством Российской Федерации.
Соблюдение требований доступности при проектировании и строительстве новых объектов уже предусмотрено,  как действующей редакцией статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации«, так и действующей редакцией статьи 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений«.
Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности, предусмотрено, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Учитывая, что данные нормы содержатся в законодательстве длительное время, связанные с их реализацией дополнительные расходы не могут считаться возникающими в связи с принятием законопроекта.
ФЗ РФ «О защите прав потребителей» статья 36.  «Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок».
Таким образом, предприятие и учреждения социальной инфраструктуры обязаны информировать инвалидов о качестве доступности услуг для инвалидов, т.к. они практически всегда имеют определенные ограничения для обеспечения качества доступности объектов и услуг для инвалидов, по сравнению с другими потребителями.
Эти ограничения связаны с потребностью каждой группы инвалидов в специфической помощью для передвижения и получения информации для посещения предприятий и учреждений и оказания услуг инвалидов:
— с поражением слуха;
— с поражением зрения;
— на кресле коляске;
— с поражением опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с ФЗ РФ № 184  «О техническом регулировании»,   качество доступности услуг для инвалидов заявляется предприятиями и учреждениями (организациями социальной инфраструктуры)   в виде добровольных обязательств «Стандартов организации качества доступности услуг для инвалидов». Подтверждение соответствия услуг предприятий и учреждений социальной инфраструктуры осуществляется в форме подтверждения соответствия у аккредитованных в  установленном порядке центров сертификации.
В соответствии со ст. 11, 12 ФЗ № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля», орган надзора при проведении проверки определяет причинно-следственную связь нарушения с фактами причинения вреда, опираясь на недостоверность и неполноту документированных сведений.
В соответствии со ст. 11, если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает у представителя органа надзора обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, то хозяйствующему субъекту, в соответствии с этой же статьей, предоставляется право представить в орган контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные документы, подтверждающие достоверность ранее представленных сведений.
Ст. 12 установлено, что выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Таким образом, сертификат соответствия,  является документом подтверждающим полноту и достоверность (т.е. соответствие) документированных сведений и осуществляемых мероприятий в области обеспечения качества  доступности объектов и услуг организаций социальной инфраструктуры для инвалидов.
Согласно «Конвенции о правах инвалидов «Статья 12  «Равенство перед законом»:
«4……… Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица».
В соответствии со ст. 16. ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»:
«Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур».
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа, несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В случае, если при проведении надзорных или иных мероприятий (в том числе при проведении мероприятий общественного контроля), хозяйствующий субъект не подтверждает соответствие своей деятельности в части обеспечения среды доступности, то в деятельности данного субъекта могут быть усмотрены признаки ст.1065 ГК РФ (Опасность причинения вреда в будущем), что может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В п.2 этой статьи говориться: если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Однако, в случае если сведения о характере доступности объекта не соответствуют действительности, то опасность причинения вреда в будущем, через недостоверность информации, может привести к усмотрению признаков ст. 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.
Достоверное подтверждение соответствия документированных сведений и мероприятий по предупреждению угрозы вреда здоровью в будущем, в части формирования и обеспечения среды доступности, реализуются путем добровольной сертификации.
Письмо Заместителя руководителя Федеральной налоговой службы от 27 июня 2006 г. N 02-1-08/123″О порядке применения отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральная налоговая служба сообщает:
в случае если расходы по проведению сертификации проведены в соответствии с нормами Закона N 184-ФЗ и отвечают требованиям статьи 252 Кодекса, то они могут быть включены в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
Добавить комментарий
Рекомендуем
Скачать